Соц сети

  • Безымянный 17526

  • В тюльпановом раю

  • Музей Востока


  • Борис Мессерер сотворил к 75-летию Беллы Ахмадулиной поистине живой памятник: фактически написал талантливый документальный роман «Промельк Беллы». Приведенный фрагмент из книги мужа Беллы, как бы продолжение записи об изумительном поэте. Основную запись можно прочитать здесь:
    Я говорю Вам: научитесь ждать… К 75-летию Беллы Ахмадулиной
    .





    Максим Мрвица - Somewhere_in_time 05:58 

    Старый Дом кино на Поварской. Вестибюль первого этажа. Быть может, он назывался «Кассовый зал». На полу талый снег. Толпится много людей, томящихся в ожидании предстоящих встреч. Мы тоже с Левой Збарским стоим в ожидании кого-то. Дверь постоянно открывается, пропуская входящих.

    Прекрасная незнакомка как бы впархивает в пространство зала. Она в соскальзывающей шубке, без шляпы, со снежинками на взъерошенных волосах. Проходя мимо, она мельком окидывает нас взглядом и так же мельком шлет нам рукой едва уловимый привет.

    - Кто это? - спрашиваю Леву.
    - Это Белла Ахмадулина!

    Первое впечатление. Сильное. Запоминающееся. Именно таким и останется в памяти. Мимолетно, но возникает чувство влюбленности…

    Весна 74-го года.

    Двор Дома кинематографистов на улице Черняховского, около метро «Аэропорт». Я гуляю с собакой Рикки, тибетским терьером. Она принадлежит красавице киноактрисе Элле Леждей, любимой мною женщине, с которой я живу в этом доме.

    Во дворе появляется Белла Ахмадулина с коричневым пуделем. Его зовут Фома. Белла живет через один подъезд от меня, в бывшей квартире Александра Галича. Белла в домашнем виде. В туфлях на низких каблуках. Темный свитер. Прическа случайная.

    От вида ее крошечной стройной фигурки начинает щемить сердце.

    Мы разговариваем. Ни о чем. Белла слушает рассеянно. Говорим о собаках.

    О собаках, которые далеко не такие мирные, как кажутся сначала. Рикки старается затеять драку. Это ему удается, и он прокусывает Фоме нос. Капли крови. Белла недовольна. Я смущен. Вскоре она уходит. И вдруг я со всей ниоткуда возникшей ясностью понимаю, что если бы эта женщина захотела, то я, ни минуты не раздумывая, ушел бы с ней навсегда. Куда угодно…

    Проходит два месяца.

    Смешанная компания. Мы с Беллой встречаемся в квартире писателя Юлиу Эдлиса, в доме на углу Садовой и Поварской. Много людей, много выпито вина. Все в приподнятом настроении. Все хотят продолжения вечера. Вдруг Эдлис говорит:

    - Ребята, пойдем в мастерскую к Мессереру. Это здесь рядом, на этой же улице.

    Неожиданно все соглашаются. Я счастлив. Мы с Беллой возглавляем шествие. Я веду компанию прямо по проезжей части Поварской. Улица совершенно пустынна. Идем до моего дома - номер 20 на Поварской. Поднимаемся на лифте на шестой этаж, группами по четыре человека. Четыре подъема. У меня много разнообразных напитков. Замечаю, что гости находятся под впечатлением от мастерской. И Белла тоже…

    Белла уезжает в Абхазию на выступления. Две недели томительного ожидания. Телефонный звонок:

    - Я вас приглашаю в ресторан.

    И мой ответ:

    - Нет, это я вас приглашаю в ресторан.

    Мы идем в ресторан Дома кино на Васильевской улице.

    Обычно в подобной ситуации я что-то беспрерывно говорю своей спутнице и полностью завладеваю ее вниманием. Здесь происходит все наоборот - мне не удается вставить ни одного слова.

    Мы едем ко мне в мастерскую. И жизнь начинается сначала. Со своей новой страницы…

    В том декабре и в том пространстве
    Душа моя отвергла зло,
    и все казались мне прекрасны,
    и быть иначе не могло.

    Любовь к любимому есть нежность
    ко всем вблизи и вдалеке.
    Пульсировала бесконечность
    в груди, в запястье и в виске…

    В первые дни нашего совпадения с Беллой мы отрезали себя от окружающего мира, погрузились к нирвану и, как сказано Высоцким, легли на дно, как подводная лодка, и позывных не подавали… Мы ни с кем не общались, никто не знал, где мы находимся.

    На пятый день добровольного заточения Беллы в мастерской я, вернувшись из города, увидел на столе большой лист ватмана, исписанный стихами. Белла сидела рядом. Я прочитал стихи и был поражен - это были очень хорошие стихи, и они были посвящены мне. До этого я не читал стихов Беллы - так уж получилось.

    После знакомства с ней мне, конечно, захотелось прочитать, но я не стал этого делать, потому что не хотел сглазить наши нарождавшиеся отношения. Я признал, что Белла пишет прекрасные стихи, но не хотел, чтобы на мое чувство влиял литературный интерес к ее поэзии.

    Я, конечно, очень обрадовался и стихам, и порыву, толкнувшему Беллу к их созданию.Я был переполнен радостью и бросился к ней…

    Белла всегда писала в каком-то неистовом порыве подлинного чувства.

    Прохожий, мальчик, что ты? Мимо
    иди и не смотри мне вслед.
    Мной тот любим, кем я любима!
    К тому же знай: мне много лет.

    Зрачков горячую угрюмость
    вперять в меня повремени:
    то смех любви, сверкнув, как юность,
    позолотил черты мои.

    Иду… февраль прохладой лечит
    жар щек… и снегу намело
    так много… и нескромно блещет
    красой любви лицо мое.

    Возникшая любовь запечатлена в дивных стихах, написанных в мастерской на Поварской…
    Любовь при отсутствии быта… В мастерской никто ничего не варил и не готовил. Она напоминала корабль, который скользит поверх волн, почти не касаясь их, скользит поверх быта, практически не соприкасаясь с ним:

    Войди же в дом неимоверный,
    Где быт - в соседях со вселенной,
    Где вечности озноб мгновенный
    Был ведом людям и вещам,

    И всплеск серебряных сердечек
    О сквозняке пространств нездешних
    Гостей, когда-то здесь сидевших,
    Таинственно оповещал.

    Пик безумия наших отношений совпал с полным отсутствием денег. Их, как нарочно, в это время мне не платили. Они просто отсутствовали. Причем у Беллы тоже. Ей тоже никто ничего не платил.

    Звонила начальнику книги,
    Искала окольных путей
    Узнать про возможные сдвиги
    В судьбе моих слов и детей.

    Там - кто-то томился и бегал,
    Твердил: его нет! Его нет!
    Смерклось, а он все обедал,
    Вкушал свой огромный обед…

    Другие фрагменты книги Бориса Мессерер, опубликованные в журнале «Знамя», можно почитать на Сайте «Журнальный зал» здесь

    «Промельк Беллы»

    Запись и оформление Люарде

  • Безымянный 17526

  • В тюльпановом раю

  • Музей Востока



  • Последние новости


    Оборудование салона, панель приборов. Часть 4

    Обивка не провиснет Дуги крепления обивки потолка закреплены в кузове «Волги» через резиновые колпачки. Последние со временем рвутся, и обшивка провисает. Нарежьте на концах дуг резьбу М5 длиной около 15 мм, навинтите на них гайки, а на выступающие концы наденьте кусочки хлорвинилов...
    Читать далее »

    Отопление и вентиляция салона. Часть 5

    Усиливаем слабое звено На автомобилях ВАЗ «десятого» семейства выступ на заслонке, куда входит вал микроредуктора, часто ломается. Избежать очередной поломки можно, усилив выступ при помощи надетой на него металлической втулки, как показано на рисунке. Усовершенствуем отопител...
    Читать далее »

    Система выпуска отработавших газов. Часть 2

    Простые шайбы лучше «гроверов» При соединении фланцев труб системы выпуска отработавших газов не следует применять пружинные шайбы Гровера. Дело в том, что от высокой температуры сталь отпускается и шайбы теряют свои упругие свойства, переставая «держать» соединение. Здесь боле...
    Читать далее »

    Дополнительное оборудование. Часть 7

    Еще раз о невыключенных «габаритах» Напомнить о невыключенных «габаритах» (во многих зарубежных автомобилях есть такая функция) поможет простая схема сигнализации. Главные ее компоненты – звуковой повторитель и реле 90.3747. Подсоедините один вывод повторителя к проводу концевого в...
    Читать далее »

    Отопление и вентиляция салона. Часть 4

    Тройник для системы отопления салона Если на «Волге» ГАЗ 31029 плохо работает система отопления салона из за воздушных пробок в радиаторе отопителя, можно врезать тройник в шланг, отводящий жидкость из отопителя (см. рис.). Теперь, когда через отопитель не проходит охлаждающая жидкость, ш...
    Читать далее »

    Универсальные советы. Часть 5

    Чем отмыть грязные руки? Только не бензином, керосином или соляркой! Все нефтепродукты вредны для кожных покровов и к тому же многие, особенно «отработка», обладают канцерогенным действием. Об этилированном бензине нечего и говорить. Лучше всего подойдут специальные составы для «сухой&ra...
    Читать далее »

    Отопление и вентиляция салона. Часть 3

    Стекло не запотеет В автомобиле «Москвич 2141» неравномерно обдувается изнутри ветровое стекло, и перед глазами водителя подолгу не высыхает запотевший участок. Избавиться от этого удается, установив в зазор между воздуховодом и панелью приборов алюминиевую полоску. Подгибая ее верхний ...
    Читать далее »