Соц сети

  • Безымянный 17526

  • КИТАЙ: ФАРФОРОВАЯ ОДЕЖДА

  • Музей Востока


  • КИТАЙСКИЙ ФАРФОР СУНСКОЙ ДИНАСТИИ


    Период постепенного ослабления Китая, начавшийся уже с середины VIII в., крестьянские восстания, бесконечные войны и вторжения кочевников, приведшие к временному распаду Китайского государства на части, отделяют блестящий Танский период от времени правления новой династии Сун (960 – 1279).

    С сунской династии парчовая,шитая золотом императорская одежда стала неизменной.
    Смена династий и период смут не приостановили на длительное время поступательного движения в бурном экономическом и культурном развитии, продолжавшемся и при новой династии. Именно в эти два периода – Тан и Сун складываются основные принципы и традиции в искусстве Китая, которыми питается Китай и во все последующее время.


    Сунский период(960-1276) был временем расцвета культуры, философии, поэзии, искусства:в это время была открыта Академия живописи и каллиграфии,всё более совершенствовалось производство художественных изделий.

    Культура Сунского периода -это и изящество и изысканность шелковых ,парчовых одеяний,красота и совершенство вышивок по шелку, утонченность живописных картин и фарфора


    ( из сохранившейся коллекции в Стамбуле)



    Китайский фарфор нельзя рассматривать только с точки зрения бытовой полезности, это скорее интереснейшие произведения прикладного искусства. Китайский фарфор начали экспортировать в больших количествах еще в Ханьскую и Танскую династии. Из Китая техника производства фарфора перешла во многие страны мира.

    . «Как ясное небо он чист,
    Невесом, как бумажный лист.
    Прекрасен, как горный нефрит,
    Как горное эхо звенит…»
    Поэт Ли Бо - о китайском фарфоре


    В сунское время усовершенствовался процесс изготовления фарфоровых изделий и императорские мастерские Динчжоу (близ Кайфына) славились белоснежными сосудами с тонко гравированным узором.

    Этот фарфор дин-яо или "керамика из Динчжоуотличался своими тонким просвечивающими стенками,покрытыми глазурью молочно-белого цвета,очень высоко ценимый.Белые дин-яо различались по своему орнаменту-рельефному,вдавленному,нарисованному,налепному,с изображением пионов,водорослей,фиников.






    Другая часть белых дин-яо не имела орнамента,оставаясь гладкой и блестящей,но не теряла при этом своей ценности


    (в 2011 году этот фарфоровыйсосуд для письменных принадлежностей сунского периода был продан за 46 млн. руб)



    Изделия каждой мастерской отличались своеобразием выразительных черт,легкостью ,нежностью плавных форм.





    Стремление к неповторимости каждого изделия стало основой творческих исканий.


    Простота,а порой и кажущаяся небрежность –затек краски или не покрытый газурью край,равно как и сетка мельчайших трещин на поверхности сосуда – результат глубокой продуманности,огромного опыта и технического мастерства.


    Сунские мастера были такими же поэтами,такими же тонкими знатоками окружающего мира,то и живописцы.





    Стремление к естественности,желание постичь душу самой природы,проникнуть в сокровенные тайны отличают изделия этого времени.


    Наиболее распространенными были сосуды,покрытые серо-зелеными и серо-голубыми глазурями лунцюань-яо,гуань-яо,получившими в европейских странах известность как селадоновые. Считалось,что посуда из селадона способна реагровать на яд,т.е. менять окраску,если в питье или пище был яд. Название «селадон» обычно объясняют :это слово происходит от имени героя французского романа «Астрея»» Онорэ д’ Юрфа – Селадона, носившего одежду светлозеленого цвета,напоминавшего цвет сорта фарфора лунцюань-яо.

    Селадоны имеют различные оттенки,переходящие от бледнозеленого через голубовато-зеленый в оливоко-зеленый оттенок,с дальнейшими тонами темносерого цвета почти до черного.

    В период Сун производились также пятнистые селадоны- с пятнами в виде брызг на фоне сосуда,возникавшие благодаря способности закисного железа массы брать кислород из окиси меди в глазури.
    В различных местностях производились различные виды селадонов,отличавшиеся коричневато-желтым ободком у края глазури на ножке или «ступне» и на горлышке –«рот». Такие ободки носили название «железная ступня» и «коричневый рот».


    (из коллекции Джона Рокфеллера)
    Этот ободок был разных оттенков – от светлокоричневого до кирпично-красного. Появлялся он вследствие окисления железа у края глазури,не покрывавшей дно сосуда с внешней стороны.
    Образцы селадона под названием гуань-яо,изготовлявшиеся мастером Шао Чэн-чжаном.имели зеленые с розовымс цвета темных и светлых оттенков.среди них были изделия с орнаментом ,напоминавшим "клешни краба",а также сосуды с "железной ступней" и "коричневым ртом",имевшие красные и коричневые ободки вследствие окисления железа у края глазури на ножке и у лива (нсика)изделия. среди изделий этого сорта были чарки,чаши,кубки,кувшины,блюда,бокалы,подставки для кистей,капельницы для туши,тушечницы.

    Лучшими сортами селадона считались голубые селадоны и «трещинистые» (краклэ,или цек). Сорт краклэ отличался трещинами на поверхности глазури.сетка трещин на таких сосудах получалась благодаря разным коэффициентам расширения стенок сосуда и покрывающей его глазури. Вследствие этого при охлаждении глазурь разрывалась ,покрываясь сеткой трещин. Этот способ декорирования изделий из фарфора применяется в Китае и в настоящее время.кроме обычного краклэ,может быть двойное краклэ или замедленный цек,который может дать трещины через месяц,год.Так что не пугайтесь,когда ваша ваза начнет покрываться трещинами-это сорт краклэ
    Другой сорт,близкий к сорту селадонов гуань-яо,носил название гэ-яо,что означает "керамика старшего брата". Этот сорт изготовлялся в Лунцюаньсяне(провинция Чжэнцзян), где работали два брата -Чжан старший и Чжан младший. Старший брат изготовлял лучшие сорта фарфоровых изделий беловатого и горохового цетов,имевших ,каки сорт гуань-яо,"железную ступню" и "коричневый рот".Сорт,изготовлявшийся там же младшим братом Чжан,носил название "керамика Чжана",или ди-яо-"керамика младшего брата",или лунцюань-яо-"керамика из Лунцюаня.Это были изделия голубого и изумрудного цвета.

    В Сунскую династию ремесленная мастерская Цзиньяо из провинции Хэбэй производила знаменитый белый фарфор, традиции сине-белого фарфора нашли свое продолжение в провинции Чжэцзян на заводе Лунчуаньяо.

    Также славился специфический фарфор цзюнь, получивший свое название по месту производства Цюньяо в провинции Хэнань.
    В период завоевания Китая монголами ,покорившими страну на 90 лет(период Юань -1280-1367гг),фарфорове производство не только не развивалось,но иногда поприказу двора даже временно приостанавливалось
    В настоящее время в Государственном музеи Стамбула

    хранятся коллекции фарфора Сунской, Юаньской и начала Минской династии, общее количество предметов достигает 1 000 штук.

    В следующем посте рассмотрим китайский фарфор Юаньского,Минского и Цинского периода и перейдем к европейскому и русскому,если Вы не возражаете...

    Источник: Общие знания по культуре Китая. Издательство «SINOLINGUA».
    Искусство Китая,1988г

  • Безымянный 17526

  • КИТАЙ: ФАРФОРОВАЯ ОДЕЖДА

  • Музей Востока



  • Последние новости


    Оборудование салона, панель приборов. Часть 4

    Обивка не провиснет Дуги крепления обивки потолка закреплены в кузове «Волги» через резиновые колпачки. Последние со временем рвутся, и обшивка провисает. Нарежьте на концах дуг резьбу М5 длиной около 15 мм, навинтите на них гайки, а на выступающие концы наденьте кусочки хлорвинилов...
    Читать далее »

    Отопление и вентиляция салона. Часть 5

    Усиливаем слабое звено На автомобилях ВАЗ «десятого» семейства выступ на заслонке, куда входит вал микроредуктора, часто ломается. Избежать очередной поломки можно, усилив выступ при помощи надетой на него металлической втулки, как показано на рисунке. Усовершенствуем отопител...
    Читать далее »

    Система выпуска отработавших газов. Часть 2

    Простые шайбы лучше «гроверов» При соединении фланцев труб системы выпуска отработавших газов не следует применять пружинные шайбы Гровера. Дело в том, что от высокой температуры сталь отпускается и шайбы теряют свои упругие свойства, переставая «держать» соединение. Здесь боле...
    Читать далее »

    Дополнительное оборудование. Часть 7

    Еще раз о невыключенных «габаритах» Напомнить о невыключенных «габаритах» (во многих зарубежных автомобилях есть такая функция) поможет простая схема сигнализации. Главные ее компоненты – звуковой повторитель и реле 90.3747. Подсоедините один вывод повторителя к проводу концевого в...
    Читать далее »

    Отопление и вентиляция салона. Часть 4

    Тройник для системы отопления салона Если на «Волге» ГАЗ 31029 плохо работает система отопления салона из за воздушных пробок в радиаторе отопителя, можно врезать тройник в шланг, отводящий жидкость из отопителя (см. рис.). Теперь, когда через отопитель не проходит охлаждающая жидкость, ш...
    Читать далее »

    Универсальные советы. Часть 5

    Чем отмыть грязные руки? Только не бензином, керосином или соляркой! Все нефтепродукты вредны для кожных покровов и к тому же многие, особенно «отработка», обладают канцерогенным действием. Об этилированном бензине нечего и говорить. Лучше всего подойдут специальные составы для «сухой&ra...
    Читать далее »

    Отопление и вентиляция салона. Часть 3

    Стекло не запотеет В автомобиле «Москвич 2141» неравномерно обдувается изнутри ветровое стекло, и перед глазами водителя подолгу не высыхает запотевший участок. Избавиться от этого удается, установив в зазор между воздуховодом и панелью приборов алюминиевую полоску. Подгибая ее верхний ...
    Читать далее »