Соц сети

  • Queen - We Are the Champions: Final Live in Japan (1985)

  • Сварожичи. Контакт с Галактическим Патрулём

  • Несколько интересных фактов о Пасхе


  • В 1942 году на Ташкентской киностудии, ставшей средоточием кинематографистов и театральных работников, режиссер Леонид Луков снимал фильм "Два бойца". Картина рассказывала о крепкой фронтовой дружбе двух солдат, добродушном, неторопливом, основательном богатыре - "Саше с Уралмаша" и темпераментном шутнике и балагуре - одессите Аркаше Дзюбине.

    Борис Андреев был утвержден на роль Саши Свинцова сразу, потому что Леонид Луков хорошо его знал, снимал его еще до войны в 1939 году, в своем фильме "Большая жизнь". А вот на роль Аркадия Дзюбина организовали конкурс. В числе двух десятков претендентов обсуждались кандидатуры Петра Алейникова и Николая Крючкова. Марка Бернеса на пробы вообще не пригласили. Но он умолил режиссера и был утвержден.

    Из воспоминаний Евгения Габриловича об актерах:

    "Он сидел, сидел, говорил, сердился и улыбался, этот уральский парень Саша с Уралмаша, и становилось вдруг до предела ясно, не словами, не фразами, а всем строем этой неторопливости, этим нескорым почерком жестов, движений, выражением глаз, что такую Россию не сломишь ни криком, ни танками. Раз уж поднялся такой парень, взял автомат, надвинул каску, то нет ему ни мороза, ни рек, ни смерти, он - победит... Бернес обернулся в картине неожиданной стороной. Я увидел эстрадность, одесский говор, то тут же, рядом, как бы в одной линии, в одном бегущем потоке, видел другое - обширное и значительное, человеческое и солдатское, что (опять без танков и взрывов) говорило о силе народа и верной победе".

    Песни в этом фильме сначала не планировались. Однако вскоре режиссер потребовал от Никиты Богословского лирическую балладу для сцены в землянке.

    Из воспоминаний Никиты Богословского:

    "Как-то поздно вечером пришел ко мне режиссер картины Леонид Луков и сказал: "Понимаешь, никак у меня не получается сцена в землянке без песни". И так поразительно поставил, точно, по-актерски, сыграл эту несуществующую еще песню, что произошло чудо. Я сел к роялю и сыграл без единой остановки всю мелодию "Темной ночи". Это со мной было первый (и, очевидно, последний) раз в жизни... Поэт Агатов, приехавший мгновенно по просьбе Лукова, здесь же очень быстро, почти без помарок, написал стихи на уже готовую музыку."

    Марк Бернес, который всегда учил песни месяцами, подготовил "Темную ночь" буквально за 15 минут. Песню записали, и утром уже снимали сцену в землянке под фонограмму этой песни…

    Фильм навсегда стал визитной карточкой Марка Бернеса, получившего за него от правительства - орден Красной Звезды, а от одесситов - звание "Почетный житель города Одессы".

    Фильм "Два бойца вышел на экраны СССР 6-го октября 1943 года, на фронт попал в конце года. К этому времени песню "Темная ночь" знали буквально все фронтовики: ещё до выхода фильма Никита Богословский по дороге на фронт повидался в Москве с Утесовым. Леонид Осипович, услышав "Темную ночь", включил песню в свой репертуар и даже записал на пластинку раньше, чем она прозвучала в фильме.


    Фильм «Два бойца», вошедший в золотой фонд советского кино, вот уже почти семьдесят лет пользуется успехом у зрителей разных поколений. Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что картина эта в сознании многих людей связана с замечательными песнями, прозвучавшими в ней в исполнении легендарного Марка Бернеса. О том, как создавалась знаменитая «Темная ночь», об одной человеческой судьбе, связанной с появлением этой песни, рассказал ее автор – замечательный композитор Никита Богословский на своем творческом вечере.

    Публикуемые заметки написаны по его воспоминаниям.

    Эта история началась в 1943 году, когда съемки фильма «Два бойца» уже почти завершились. Сидя за монтажным столом, режиссер картины Леонид Луков в какой-то момент почувствовал, что в экранном повествовании о военной судьбе двух фронтовых друзей не хватает еще одной лирической ноты, которая подчеркнула бы душевные переживания героев, находившихся на передовой.

    Такую ноту могла внести в художественную ткань картины задушевная песня. О чем? О любви, конечно, о разлуке и верности, о надежде на счастливую встречу…

    Поздно вечером он позвонил поэту Владимиру Агатову и попросил как можно скорее – поджимали сроки сдачи картины – написать такие стихи. Подчеркнул: слова песни должны быть простыми, искренними, берущими за душу.

    Агатов согласился и выполнил заказ на удивление быстро – в тот же вечер. Были в предложенном тексте и вой ветра в прифронтовой степи, и тусклое мерцание звезд в небе, и тоска по любимой, и вера, и надежда, которые вселяют спокойную уверенность в жестоком бою и презрение к смерти.

    Режиссер работу одобрил и тут же позвонил композитору Никите Богословскому.

    – Меня глубоко взволновали эти стихи своей искренностью, идущей, как говорится, от самого сердца, – вспоминал Никита Владимирович. – Моя задача состояла в том, чтобы найти им равное по выразительности музыкальное оформление. Я решил, что мелодия этой песни может быть выдержана в безыскусно-проникновенном стиле городского романса. Буквально через сорок минут я перезвонил Лукову и напел родившийся мотив…

    А еще через час, уже глубокой ночью, режиссер фильма и автор стихов сидели в квартире Богословского и все трое вдохновенно выводили под рояль нестройными голосами:

    …Как я люблю глубину твоих

    ласковых глаз,

    Как я хочу к ним прижаться

    сейчас губами…

    Тут же, ночью, позвонили исполнителю одной из главных ролей в фильме – Бернесу. Марк Наумович поначалу недовольным заспанным голосом стал отчитывать любителей ночных вдохновений, высказавшись в том смысле, что добрые люди теперь спят, а не песни сочиняют и уж по крайней мере не мешают своими ржавыми голосами спать другим, и вообще, на дворе война и пора бы понять, что если тебе удалось уснуть сегодня, то еще неизвестно, что с тобой случится завтра… Но, постепенно возвращаясь из полусна в реальную действительность, слушая по телефону взволнованные голоса друзей, Бернес понял, что речь идет о важном деле, в котором без него не обойтись.

    – Приезжайте, – коротко бросил он и повесил трубку.

    …Уже на следующий день в павильоне студии состоялись съемки ставшего впоследствии знаменитым эпизода: короткая передышка на передовой, Бернес в землянке в окружении фронтовых товарищей негромко поет под гитару:

    Темная ночь, только пули

    свистят по степи,

    Только ветер гудит в проводах,

    тускло звезды мерцают


    Песня оказалась настолько хороша, что к концу дня ее напевали все члены съемочной группы, завтра она была известна уже всем сотрудникам киностудии, а послезавтра стала едва ли не с телеграфной скоростью распространяться среди огромного количества людей. Текст этот переписывали друг у друга от руки, вкладывали в конверты и посылали родным и любимым на фронт. «Темная ночь» стала, как сказали бы сегодня, суперхитом еще до своего официального рождения, поскольку фильм, в котором она должна была прозвучать впервые, еще не вышел на экраны.


    – Популярность этой песни всем нам, кто имел отношение к ее созданию, придавала гордости, – рассказывал Никита Богословский. – Ведь если люди так горячо на нее откликнулись в такое тяжелое время, значит, она им действительно по-настоящему нужна. И было не важно, что мало кто в ту пору знал имена авторов. Авторов знали сами авторы, и этого было достаточно.


  • Queen - We Are the Champions: Final Live in Japan (1985)

  • Сварожичи. Контакт с Галактическим Патрулём

  • Несколько интересных фактов о Пасхе



  • Последние новости


    Оборудование салона, панель приборов. Часть 4

    Обивка не провиснет Дуги крепления обивки потолка закреплены в кузове «Волги» через резиновые колпачки. Последние со временем рвутся, и обшивка провисает. Нарежьте на концах дуг резьбу М5 длиной около 15 мм, навинтите на них гайки, а на выступающие концы наденьте кусочки хлорвинилов...
    Читать далее »

    Отопление и вентиляция салона. Часть 5

    Усиливаем слабое звено На автомобилях ВАЗ «десятого» семейства выступ на заслонке, куда входит вал микроредуктора, часто ломается. Избежать очередной поломки можно, усилив выступ при помощи надетой на него металлической втулки, как показано на рисунке. Усовершенствуем отопител...
    Читать далее »

    Система выпуска отработавших газов. Часть 2

    Простые шайбы лучше «гроверов» При соединении фланцев труб системы выпуска отработавших газов не следует применять пружинные шайбы Гровера. Дело в том, что от высокой температуры сталь отпускается и шайбы теряют свои упругие свойства, переставая «держать» соединение. Здесь боле...
    Читать далее »

    Дополнительное оборудование. Часть 7

    Еще раз о невыключенных «габаритах» Напомнить о невыключенных «габаритах» (во многих зарубежных автомобилях есть такая функция) поможет простая схема сигнализации. Главные ее компоненты – звуковой повторитель и реле 90.3747. Подсоедините один вывод повторителя к проводу концевого в...
    Читать далее »

    Отопление и вентиляция салона. Часть 4

    Тройник для системы отопления салона Если на «Волге» ГАЗ 31029 плохо работает система отопления салона из за воздушных пробок в радиаторе отопителя, можно врезать тройник в шланг, отводящий жидкость из отопителя (см. рис.). Теперь, когда через отопитель не проходит охлаждающая жидкость, ш...
    Читать далее »

    Универсальные советы. Часть 5

    Чем отмыть грязные руки? Только не бензином, керосином или соляркой! Все нефтепродукты вредны для кожных покровов и к тому же многие, особенно «отработка», обладают канцерогенным действием. Об этилированном бензине нечего и говорить. Лучше всего подойдут специальные составы для «сухой&ra...
    Читать далее »

    Отопление и вентиляция салона. Часть 3

    Стекло не запотеет В автомобиле «Москвич 2141» неравномерно обдувается изнутри ветровое стекло, и перед глазами водителя подолгу не высыхает запотевший участок. Избавиться от этого удается, установив в зазор между воздуховодом и панелью приборов алюминиевую полоску. Подгибая ее верхний ...
    Читать далее »